четверг, 19 марта 2009 г.

Симферопольское «море»

На пляже Симферопольского «моря» (конец 50-х годов XX века)

По воспоминаниям старожилов, пройти с улицы на улицу после сильного дождя без специальных ходулей было просто невозможно. И даже кривизну улочек старого города можно объяснить желанием не препятствовать естественному стоку воды. Для предотвращения наводнений, а также для орошения земель в 1945 году было принято Постановление СНК СССР о проведении проектно-изыскательских работ для строительства водохранилища на Салгире. Водохранилище строилось в течение четырёх лет, и уже в декабре 1955 г. было заполнено. Его плотина, в то время самая ходила "дорога жизни и смерти", связывающая партизанские базы, расположенные в западной горно-лесной части Крыма, с лесным аэродромом в зуйских лесах. Поэтому именно в этом месте после войны и был установлен памятник партизанам в виде партизанской шапки по проекту бывшего партизана - художника Эммануила Грабовецкого. Памятник символичен. После боя на могилу погибшего товарища партизаны клали его партизанскую шапку.

Вдоль Ангары сначала шла вьючная тропа, на месте которой в 1826 г., по распоряжению генерал-губернатора князя Михаила Семёновича Воронцова, было проложено горное шоссе. Строили дорогу солдаты Козловского и Нашенбургского полков, а также солдаты 34, 36 и 40-го егерских полков. Строительством руководил "корпуса инженеров путей сообщения подполковник Шишлов". Если с шоссе Симферополь - Ялта у Ангарского перевала свернуть влево, то, пройдя несколько сот метров, можно увидеть вблизи заросшей старой дороги, к сожалению, заброшенный обелиск в честь строителей. При устройстве дороги строители повторяли рельеф местности, поэтому дорога получилась извилистой и крутой, с подъёмами и спусками. По ней в плохую погоду двое - трое суток приходилось добираться из Симферополя до Ялты. Путеводители 80-х годов конца XIX в. сообщали: "Экипажи в тройку в Симферополе очень удобны, берут до Ялты 25 рублей и дороже (цена колеблется по времени года). Извозчик едет без перепряжки и обыкновенно употребляет на проезд, с отдыхом и ночёвкой в Алуште одни сутки". Из-за жары экипажные лошади были в соломенных шляпах, сквозь тулью торчали их острые ушки. Кучер тоже был в широкополой шляпе. У кучера имелась медная труба, в которую он дудел, подъезжая к повороту. Затем путешествовали по этой дороге в автомобиле, но не каждый её выдерживал. В.В. Маяковский писал, что при езде по такой дороге можно увидеть собственный затылок. Развивающиеся курорты ЮБК требовали усовершенствования дороги. В 1958 г. было решено построить новую дорогу, соответствующую потребностям Всесоюзной здравницы. И тогда родилась мысль о замене автомобильной дороги на троллейбусную магистраль. Новая широкая, без крутых поворотов дорога вдоль Ангары была построена в 1959 г. Теперь едущие на Южный берег Крыма могут любоваться в правые окна весёлой речкой Ангарой.

Река Кизил-Коба - правый приток реки Салгир. Длина ее 5 км. Река вытекает из знаменитой Красной пещеры (Кизил-Коба). Эта пещера и ее связь с рекой описаны в работах нашего современника профессора-гидрогеолога Виктора Николаевича Дублянского. Пещера имеет длину более 16 километров и шесть этажей, по одному (первому) протекает подземная река, уходящая в сифон. В паводок вода поднимается и на второй этаж. В межень подземная река местами пересыхает и тогда образуется более 70-ти озер. Красная пещера является естественной дреной, собирающей сток со значительной площади (10 км2) самой низкой среди крымских яйл - Долгоруковской. Когда-то земли в долине Салгира были пожалованы князю В.М. Долгорукову-Крымскому за удачную крымскую кампанию. Тогда горы Султан-Даг, принадлежащие турецкому султану, и получили новое название.

Выйдя из пещеры, река протекает по урочищу Кизил-Коба, которое замыкают высокие утёсы Кизил-Кая. Слово "кизил", встречающееся здесь так часто, означает "красный" и связано с красноватым цветом мраморовидных известняков, вызванным окислами железа. Воды реки выносят из недр Долгоруковского массива растворённую известь (бикарбонат кальция), образуя туфовую площадку, которая высится над руслом реки почти тридцатиметровым уступом. С неё каскадами низвергается вода в ущелье водопадом Су-Учхан. С туфовой площадки открывается живописный вид на верховья реки Салгир. Узкое, заросшее дубняком, грабинником, кизилом, барбарисом, грушей, лещиной, шиповником урочище Кизил-Коба с водопадом Су-Учхан и туфовой площадкой объявлено памятником природы общегосударственного значения. Сюда протоптано множества троп, по которым туристы и местные жители идут в любое время года и в любую погоду, чтобы побывать в этом естественном музее космической природы.