четверг, 19 марта 2009 г.
Космические Машины
Фирма АИК создавалась для производства городских автобусов, но со временем стала одним из крупнейших британских изготовителей гражданских и военных грузовиков. Ее корни уходят к "Главной лондонской компании омнибусов" (London General Omnibus Company), которая в июне 1912 г. была преобразована в филиал группы по эксплуатации лондонской "подземки" "Ассошиэйтед Икуипмент Компани" (Associated Equipment Company, АЕС) — "Ассоциированная (партнерская) компания по производству подвижного состава", тесно сотрудничавшая с фирмой "Дэймлер" (Daimler). С началом Первой мировой войны низкорамное автобусное шасси модели В c 40-сильным мотором "Дэймлер" и карданным приводом послужило базой 3-тонных армейских грузовиков W, Y и Х, до июня 1916 г. продававшихся под маркой "Дэймлер", а затем получивших обозначение АИК. Наиболее известными стали грузовики модели Y, которых до конца 1917 г. было изготовлено около 2,8 тыс. экземпляров. В небольшом количестве фирма выпускала 4-тонные машины серии S. С сентября 1914 г. по инициативе Чарльза Сэмсона (Charles Samson), капитана третьего ранга Королевского департамента военно-морской авиации (RNAS), 5-тонные автобусные шасси АИК оснащали бронированными корпусами из котельной стали, которую выпускала французская судостроительная фирма из Дюнкерка. С осени 1915 г. в британском арсенале в Вулвиче на них строили бронеавтомобили с поворотной пулеметной башней, а также устанавливали 75-мм зенитные орудия. Между тем обычные городские автобусы АИК широко использовались для перевозки крупных воинских формирований. К 1919 г. в армии Великобритании и ее союзников служило более 10 тыс. машин марки АИК.
С наступлением мира компания АИК переключилась на изготовление гражданских грузовиков и автобусов. Ее дела шли столь успешно, что в 1927 г. она ввела в строй новый завод в Саутхолле. Продолжением армейской серии Y стали исполнения YA, YB и YC с двигателями "Тайлор" (Tylor), в 20-е гг. их сменили 5-тонные модели "501", "505" и "506". С 1921 г. под руководством главного конструктора Дж. Рэкхэма (G. J. Rackham) создавали опытные образцы полугусеничных машин и 3-осных грузовиков 6x6. Толчком для развития полноприводных автомобилей явилось сотрудничество с небольшой фирмой "Харди" (Hardy), разработавшей в 1931–32 гг. совместно с британским филиалом американской компании "Фор Уил Драйв" (FWD) грузовой автомобиль с колесной формулой 4x4, известный как "АИК-Харди" и впоследствии вошедший в программу АИК под маркой "Матадор" (Matador). В 1933 г. был построен опытный 130-сильный грузовик-тягач 8x8, способный буксировать два прицепа полной массой 15 т со скоростью 45 км/ч. Известно, что в 1935 г. один экземпляр этого автомобиля был продан в СССР.
Формирование новой военной программы началось в 1935 г. с выпуска 3-тонного армейского бескапотного грузовика "Маршал-644" (Marshal) 6x6 со всеми односкатными 22-дюймовыми колесами, открытой кабиной с легким навесом и деревометаллическим кузовом с тентом. На нем использовались 4-цилиндровый бензиновый двигатель (5,1 л, 80 л.с.) с верхним распределительным валом, 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатым редуктором и гидропривод тормозов с вакуумным усилителем. На этом шасси устанавливали фургоны, ремонтное оборудование, понтоны и даже передвижные церкви. До 1941 г. изготовили 934 автомобиля этой серии.
В годы Второй мировой войны фирма АИК стала одним из немногих в мире изготовителей исключительно полноприводных бескапотных армейских машин. Их история началась в 1938 г. с принятия на вооружение 3-тонного грузовика "Матадор" (4x4), оборудованного 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом тормозов с пневматическим усилителем "Локхид" (Lockheed), рессорной подвеской и лебедкой с тяговым усилием 7 тс. Более поздние исполнения получили пневматический привод тормозов. Вариант "Матадор О853" оснащался 6-цилиндровым вихрекамерным дизельным двигателем А173 (7,6 л, 95 л.с.) с головкой блока цилиндров "Рикардо" (Ricardo), модель "853" — верхнеклапанным 92-сильным бензиновым мотором. Машины весили 7150 кг, имели дорожный просвет 330 мм и развивали скорость 60 км/ч. В 1941–42 гг. шасси "Матадор" послужило базой 57-мм самоходной артиллерийской установки "Дикон" (Deacon) и 12-тонного штабного бронетранспортера "Дорчестер" (Dorchester). До ноября 1945 г. было изготовлено 9620 машин "Матадор". Для Королевских ВВС выпускали унифицированные с ними 10-тонные шасси О854 и "854" (6x6) для цистерн-топливозаправщиков емкостью 9,0–11,5 тыс. л, специальных фургонов и автокранов полной массой до 20 т. В свою очередь, 3-осные шасси послужили базой штабных бронированных автомобилей О857 или ACV Mk-I, получивших дизельный двигатель А-198 (9,65 л, 150 л.с.) с непосредственным впрыском топлива. Это были массивные машины с 3-дверными кузовами длиной около 8 м и высотой 2,7 м, внут-ри которых располагались помещения для работы 8 человек. При снаряженной массе 18,3 т они развивали скорость 50 км/ч. В 1944–45 гг. их построили в количестве 151 экземпляра, а в общей сложности до конца войны фирма АИК изготовила около 12 тыс. различных военных автомобилей, а также выпускала моторы для танков "Валентайн" (Valentine).
В июне 1941 г. на шасси "Матадор" начался выпуск тяжелых пушечных бронеавтомобилей массой 11–14 т, оборудованных дизельным двигателем заднего расположения, 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, пневмоприводом тормозов и рессорной подвеской. Первый вариант О855 Mk-I со 105-сильным мотором А-196 оснащался башней от танка "Валентайн" с 40-мм пушкой и пулеметом калибра 7,92 мм. В мае 1943 г. второй бронеавтомобиль О856 Mk-II с измененной формой корпуса получил 158-сильный дизель А197, двойную главную передачу и 57-мм пушку. На последнем исполнении Mk-III устанавливалось американское 75-мм орудие М3. Все они имели броню толщиной от 6,35 до 57 мм, развивали скорость 58–72 км/ч и преодолевали броды глубиной до 70 см. До конца войны было сделано 629 бронеавтомобилей АИК.
В послевоенное время на вооружение британской армии и ВВС поступило несколько моделей бескапотных коммерческих грузовиков АИК, переоборудованных для военных нужд. С 1953 г. для установки тяжелого оборудования и топливозаправщиков использовалось 150-сильное шасси "Мэммот Мэйджор Mk-III" (Mammoth Major) 8x8 длиной 9,2 м. В 60-е гг. 7,5-тонное шасси "Меркьюри" (Mercury) 4x4 послужило базой низкорамных авиатранспортабельных топливозаправщиков с емкостью цистерны 10 тыс. л и габаритной высотой 1880 мм, оборудованных съемными верхом кабины и рулевым колесом. С 1962 г. усиленное 180-сильное шасси "Мэндейтор" (Mandator) с одноместной кабиной и гидравлическим перегрузочным устройством применялось для доставки тактических ракет. В военизированных исполнениях 205-сильные шасси "Мэндейтор" и "Мэммот Мэйджор-6" (6x6) оставались в производстве до 1977 г. Выпуск известного грузовика "Матадор" продолжался до июня 1959 г., но основу послевоенной армейской техники АИК составила новая гамма бескапотных автомобилей "Милитэнт" (Militant) с военным индексом FV-11000. В мае 1951 г. появился первый 10-тонный грузовик О859 Mk-I (FV-11008) 6x6 полной массой 20,7 т, оснащенный 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем А223 (11,3 л, 144 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором и двойными главными передачами, пневмоприводом тормозов и рессорной подвеской. С 1954 г. выпускался 150-сильный вариант О860 Mk-I (6x6). На таких шасси предлагали бортовые машины FV-11018 (6x6) с лебедкой, самосвал FV-11005 с трехсторонней разгрузкой, седельный тягач FV-11010, топливозаправщик, шасси для сменных кузовов, автокранов и экскаваторов полной массой до 24 т, а также короткобазные балластные тягачи FV-11001/11002 с бортовым кузовом, 7-местной кабиной и лебедкой, служившие для буксировки 40-мм зенитных орудий "Бофорс" (Bofors). В 1962 г. машины серии Mk-II получили 6-цилиндровый дизель AV690 (11,3 л, 192 л.с.) и короткую цельнометаллическую кабину фирмы "Парк Ройял" (Park Royal) со специфической передней облицовкой. В 1966 г. началось производство 10-тонного грузовика О870 Mk-III (FV-11046) 6x6 полной массой до 28 т с дизелем AV760 (12,5 л, 226 л.с.), 6-ступенчатой коробкой передач, планетарными колесными редукторами и рулевым механизмом с гидроусилителем. Вариант с левосторонним расположением органов управления имел индекс О880. В 1966–72 гг. на их основе выпускали штабные бронетранспортеры FV-11061 с кузовами длиной 7,6 м и высотой 3250 мм. На короткобазном шасси в 1965–79 гг. собирали ремонтно-эвакуационную машину FV-11044 с 2,6-тонным краном и двумя лебедками, ставшую последним армейским автомобилем марки АИК. Машин серии "Милитэнт" было собрано 611 экземпляров.
Расширившись в послевоенные годы до небольшого концерна, фирма АИК так и не смогла противостоять натиску более крупных компаний. Войдя в 1962 г. в состав автомобильного концерна "Лейланд Моторс" (Leyland Motors), она стала быстро терять индивидуальность, которую сохраняли только военные автомобили. На гражданских грузовиках марка АЕС исчезла в 1977 г., но на военных сохранялась еще два года, пока в 1979 г. головной завод компании АИК в Саутхолле не был закрыт.Космичесое будущее телескопов