четверг, 19 марта 2009 г.

Компания "Алвис"


Компания "Алвис" из Ковентри была хорошо известна как изготовитель престижных легковых автомобилей и как один из крупнейших в мире производителей военной техники. Впрочем, первая сфера деятельности уже давно отошла в прошлое. Начав свою деятельность в 1914 г. с изготовления алюминиевых поршней, в 1920 г. фирма приступила к созданию спортивных машин, которые выпускала до 1967 г. За это время она не раз попадала в критические ситуации, поэтому накануне Второй мировой войны руководство "Алвиса" решило взяться за совершенно новое и перспективное дело — создание военной автотехники. Поводом для принятия столь смелого решения было предложение венгерского конструктора Николаса Штраусслера (Nicolas Straussler) участвовать в конкурсе на легкий разведывательный бронеавтомобиль, организованном британским военным ведомством. По его проекту в 1938–39 гг. было построено полтора десятка бронемашин "Алвис-Штраусслер" 4x4 (модели АС-1, АС-2, АС-3D) со 120-сильным двигателем "Алвис", 8-ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской и оригинальной семигранной башней с двумя 7,69-мм пулеметами, а также 12 безбашенных машин модели А или "Динго" (Dingo) с открытым верхом. Конкурс выиграл бронеавтомобиль компании "Дэймлер" (Daimler), унаследовавший марку "Динго". Это не только не обескуражило фирму "Алвис", а наоборот, послужило стимулом для создания новой гаммы колесной военной техники.


В 40-е гг. на "Алвисе" проводилась активная разработка принципиально нового многофункционального шасси с военным индексом FV-600 (6x6), оборудованного рядным 8-цилиндровым бензиновым двигателем "Роллс-Ройс" (RollsRoyce) модели В80 (5,7 л, 160–170 л.с.). Концепция машины заключалась в использовании трех равномерно разнесенных ведущих мостов, разных мест расположения силового агрегата, бортовой трансмиссии, передних и средних управляемых колес. Трансмиссия состояла из гидромуфты "Дэймлер", преселекторной коробки с предварительным выбором ступени и одноступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом, обеспечивавших по 5 передач для движения вперед и назад, а также из двух бортовых передач и планетарных колесных редукторов. Подвеска всех колес с односкатными 20-дюймовыми шинами была независимой рычажно-торсионной, все тормоза — дисковые с гидропневматическим приводом, рулевой механизм с гидроусилителем. Практически симметричное многоцелевое шасси, способное свободно двигаться как передним, так и задним ходом, а в критических ситуациях — на пяти и даже на четырех колесах, позволило создать обширное унифицированное семейство бронированных боевых машин, внедорожных транспортных и пожарных автомобилей.

Первые образцы шасси поступили на испытания в 1948 г., а в декабре 1952 г. "Алвис" начал выпуск бронетранспортера "Сарацин" (Saracen) серии FV-603 с боевой массой 8,6 т. Он имел двигатель переднего расположения, место водителя размещалось по центральной оси машины, а в задней части корпуса находился десант из 8 человек. На первом 160-сильном варианте Mk-I (FV-603A) использовалась башня от бронеавтомобиля "Феррет" (Ferret) с 7,62-мм пулеметом. Наиболее известный 170-сильный "Сарацин Mk-II" (FV-603B), выпускавшийся в 1956–71 гг., получил расширенную башню с двумя пулеметами, форма которой в 1962 г. в третьем исполнении Mk-III (FV-603C) была незначительно изменена. "Сарацин" выпускался также в санитарном варианте FV-602 и штабном FV-604, которые в исполнениях FV-602А и FV-604A снабжали более высокими корпусами. Они весили до 10,2 т и развивали скорость 72 км/ч. До 1972 г. было изготовлено 1838 этих оригинальных машин, но еще до 1981 г. по заказам фирма собирала "пустынный" вариант Mk-VI для Саудовской Аравии, санитарные и штабные машины FV-610/611A с вместительными корпусами с габаритной высотой около 5 м, служившими также для установки ракетного вооружения и радиолокационных станций.

В 1953 г. шасси с задним расположением силового агрегата стало основой тяжелого бронеавтомобиля "Саладин" (Saladin) или FV-601, разработкой которого в 1950–52 гг. занималась фирма "Кроссли" (Crossley), построившая первые прототипы. На "Алвисе" выпуск модернизированного варианта FV-601B начался в 1956 г., а через два года его приняли на вооружение. Это был легкий быстроходный и маневренный колесный танк с пушкой калибра 76 мм, снабженный сварным корпусом с броней толщиной от 8 до 32 мм, 1–2 пулеметами и гранатометами, весивший 10,7 т и способный достигать скорости 72 км/ч. Вариант Mk-II (FV-601C) со 170-сильным мотором получил расширенную башню с двумя 7,62-мм пулеметами, а с 1967 г. оснащался противотанковыми ракетами и предлагался в плавающем исполнении. До 1972 г. "Алвис" собрал 1177 бронемашин "Саладин". В единичных экземплярах их изготовляли до 1981 г., а затем была собрана партия дизельных вариантов с 90-мм пушкой. В 1954 г. к этим машинам добавилось шасси FV-651 с двигателем "Роллс-Ройс В81" (6,5 л, 240 л.с.) заднего расположения и 6-местной герметизированной кабиной, ставшее основой семейства быстроходных аэродромных пожарных машин "Саламандер" (Salamander) пенного тушения. С 1956 г. выпускалась первая серия Mk-VI (FV-651A) полной массой 13,7 т, в 1960 г. ее сменила модель Mk-VIA (FV-652) с 238-сильным дизелем, к которой затем прибавились исполнения B, C и D. Автомобили оснащали противопожарным оборудованием фирм "Пайрин" (Pyrene) или "Дженерал Файр" (General Fire), состоявшим из цистерн для воды и пенообразователя, мощного насоса, одного или двух лафетных стволов.

В 1959 г. появился опытный грузовой автомобиль PV-1, который через два года был преобразован в 5-тонную транспортную амфибию PV-2 с цельнометаллическим бортовым кузовом и клиновидной 2-местной кабиной. Так, со следующего года программу "Алвиса" пополнил плавающий грузовик "Столуэрт Mk-I" (Stalwart) или FV-620 (6x6), получивший 220-сильный вариант мотора В81, сухое 2-дисковое сцепление и обычную 5-ступенчатую коробку передач "Мидоус" (Meadows), от которой крутящий момент бортовыми передачами подавался на все колеса и два водометных движителя "Даути Хайдроджет" (Dowty Hydrojet). Максимальная скорость на шоссе составляла 88 км/ч, на воде — 7–10 км/ч. В 1966 г. его заменил более тяжелый вариант Mk-II (FV-622), снабженный кабиной с увеличенными окнами, усиленным кузовом, передней лебедкой и двухконтурной тормозной системой. На его шасси выпускалась версия FV-623 с 3-тонным гидрокраном и ремонтно-эвакуационная машина FV-624. До 1971 г. таких амфибий построили 1,4 тыс. экземпляров. По заказам их собирали до 1983 г.

В начале 70-х гг. компания "Алвис" практически полностью переключилась на изготовление гусеничных боевых и транспортных машин, а затем и танков, постепенно вытеснивших из программы колесную технику. Работы над ней ограничивались модернизацией бронеавтомобилей "Феррет" (Ferret) по лицензии британской компании "Дэймлер", а единственной собственной разработкой в начале 80-х гг. стал бронеавтомобиль "Феррет-80" (4x4). Затратив на его создание огромные средства, "Алвис" так и не получил заказов на эти машины и потому в дальнейшем предпочитал пользоваться чужими разработками. Одной из первых колесных машин нового поколения стал легкий многоцелевой авиадесантный транспортер "Сьюпакэт" (Supacat) 6x6 с бортовой системой поворота, разработанный одноименной фирмой в 1982 г. Через пять лет лицензию на него приобрела компания "Фэйри Инджиниринг" (Fairey Engineering), включенная в концерн "Алвис". Новый "Сьюпакэт Mk-III", предназначенный для перевозки десанта, грузов и легкого вооружения со скоростью до 65 км/ч, был оборудован 78-сильным дизелем "Фольксваген" (Volkswagen) и автоматической коробкой передач. В 1993–94 гг. по лицензии южно-африканской компании "Pёймек" (Reumech) на многоцелевую бронемашину "Мамба Mk-II" (Mamba) 4x4 выпускался собственный вариант "Алвис 8/11" для внутренних войск и сил ООН, базировавшийся на 123-сильном шасси "Унимог" (Unimog). В 1996 г. в программе "Алвиса" появился более мощный бронеавтомобиль "Скэреб" (Scarab) 4x4 с различным вооружением и противоминным бронированием, разработанный фирмой "Мехем" (Mechem) из ЮАР. Его основой являлось шасси "Унимог U2100" с 240-сильным дизелем "Мерседес-Бенц" и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison). В зависимости от исполнения его боевая масса составляла 9–12 т, максимальная скорость — 110 км/ч, запас хода — 800 км. По лицензиям австрийской фирмы "ШтайрДаймлер-Пух" (Steyr-DaimlerPuch) и швейцарской МОВАГ (MOWAG) на "Алвисе" собирали боевые машины "Пандур" (Pandur) 6x6 и "Пиранья" (Piranha) 6x6, 8x8 и 10x00 (серии II, III, IV) в нескольких исполнениях с разным вооружением. С середины 90-х гг. совместно с рядом западно-европейских компаний "Алвис" участвовал в разработке для НАТО новой модульной многоцелевой боевой машины семейства MRAV (8x8), известного под кодовым названием "Боксер" (Boxer).

За свою долгую историю фирма "Алвис" входила в состав компании "Ровер" (Rover) и автомобильного концерна "Бритиш Лейланд" (British Leyland), из которого в 1981 г. ее выкупил военно-промышленный холдинг "Юнайтед Сайнтифик" (United Scientific), создавший на ее основе в 1993 г. мини-концерн по изготовлению гусеничной и колесной боевой техники. Расширение его программы вновь происходило за счет поглощения других фирм. Тяжелые армейские грузовики появились в 1994 г. с присоединением британской компании "Юнипауэр" (Unipower), а через три года в подчинении "Алвиса" оказалась и шведская компания "Хэгглундс" (Hagglunds), выпускавшая сочлененные гусеничные бронетранспортеры. В 1998 г. с приобретением английской компании "Джи-КейЭн Дифенс" (GKN Defence) из Тилфорда туда было переведено производство всей колесной бронетехники. От этой фирмы в наследство "Алвису" достались многоцелевые бронированные автомобили "Тактика" (Tactica) и "Симба" (Simba) 4x4. В 2000 г. "Алвис" начал изготовление легких боевых и разведывательных автомобилей "Шэдоу" (Shadow) на американском шасси "Хаммер" (Hummer), а в 2002 г. приступил к сборке легкого многоцелевого автомобиля MLV (4x4), созданного совместно с концерном ИВЕКО (IVECO). Он оснащался 185-сильным дизелем ИВЕКО, автоматической коробкой передач и развивал скорость свыше 130 км/ч.

30 сентября 2002 г. "Алвис" завершил процедуру присоединения британского концерна сухопутного вооружения "Виккерс Дифенс Системз" (Vickers Defence Systems), включая его южно-африканское отделение "Алвис ОМК" (Alvis OMC). С этого времени все боевые машины новой группы "Алвис Виккерс Лимитед" (Alvis Vickers Ltd.) носили марку "Алвис Виккерс". В сентябре 2004 г. британские и южно-африканские предприятия "Алвис" были выкуплены аэрокосмической корпорацией "Бритиш Аэроспейс" (British Aerospace, BAE), превратившей их в свое отделение наземного вооружения. Марка "Алвис" в 2005 г. была аннулирована. За все время изготовления военной техники компания "Алвис" выпустила около 15 тыс. колесных боевых машин, которые находятся на вооружении 60 стран мира.